Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящий устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П.А. Акуционка г.п. Шумилино», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей № 300036986.
- Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 им. Героя Советского Союза П.А. Акуционка г.п. Шумилино» (далее - Учреждение) - учреждение общего среднего образования, которое реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.
Учреждение также может реализовывать образовательные программы специального образования, образовательные программы дополнительного образования и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
- Учреждение является юридическим лицом, имеющим свою печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и штамп со своим наименованием, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиков в суде.
- Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования (далее – Положение), и иными актами законодательства, настоящим Уставом.
- Наименование Учреждения образования:
полное наименование:
на русском языке – государственное учреждение образования «Средняя школа №1 им. Героя Советского Союза П.А. Акуционка г.п. Шумилино»;
на белорусском языке - дзяржаўная ўстанова адукацыі «Сярэдняя школа №1 ім. Героя Савецкага Саюза П.А. Акуцыёнка г.п.Шуміліна»;
сокращенное наименование:
на русском языке - Средняя школа №1 им. Героя Советского Союза П.А. Акуционка г.п. Шумилино;
на белорусском языке - Сярэдняя школа №1 ім. Героя Савецкага Саюза П.А. Акуцыёнка г.п. Шуміліна.
- Место нахождения Учреждения: 211260, Витебская область, Шумилинский район, г.п. Шумилино, ул. Ленинская, д.7
- Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования. Вид – средняя школа.
- В Учреждении не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание, анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
Учреждение в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей воспитанников, во вне учебное время, может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
- Учредителем Учреждения является Шумилинский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
- К компетенции Учредителя относится:
принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации Учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
в случае прекращения деятельности Учреждения, Учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
обеспечивает обновление и развитие учебно-материальной базы;
обеспечивает бесперебойное функционирование зданий и сооружений Учреждения, находящихся в постоянном пользовании;
согласовывает внесение изменений и дополнений в структуру и штатное расписание Учреждения;
согласовывает назначение на должность и освобождение от должности директора;
определяет контрольные цифры приема;
может устанавливать меньшую наполняемость учебных групп по сравнению с предусмотренным действующим законодательством, по согласованию с соответствующими государственными органами;
может принимать решение о временном приостановлении образовательного процесса при неблагоприятных погодных условиях;
Учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом.
- Органом государственного управления Учреждением является отдел по образованию Шумилинского районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган).
Компетенция Уполномоченного органа:
разрабатывает прогнозы потребностей в кадрах для соответствующей административно-территориальной единицы;
осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
- Бухгалтерское обслуживание финансовой деятельности Учреждения осуществляет государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Шумилинского района» на основании договора.
РАЗДЕЛ 2
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
- Предметом деятельности Учреждения является осуществляемая в соответствии с законодательством образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.
- Основной целью образовательной деятельности Учреждения является осуществление обучения и воспитания на I, II, III ступенях общего среднего образования.
- Основными задачами Учреждения являются:
обеспечение получения учащимися общего начального, общего базового и общего среднего образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования;
формирование у учащихся научного мировоззрения, духовных и нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса;
укрепление и сохранение физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, продолжению образования, трудовой и общественной деятельности, семейной жизни;
воспитание гражданина Республики Беларусь.
- Срокполучения:
начального образования составляет четыре года;
общего базового образования составляет девять лет;
общего среднего образования составляет одиннадцать лет (в вечерних классах в средней школе – двенадцать лет).
Для достижения своих задач Учреждение в соответствии с законодательством реализует образовательную программу по трём ступеням:
I ступень – начальное образование (I–IV классы); и для лиц с особенностями психофизического развития – 4-5 лет;
II ступень – базовое образование (V–IX классы);
III ступень – среднее образование (X–XI классы, вечерние классы в средней школе – X–XII классы).
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
осуществляет ориентацию выпускников на продолжение образования с учетом потребностей государства;
обеспечивает развитие творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и склонностями;
реализует программу воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
- Учреждение в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом мнения законных представителей учащихся, исходя из их склонностей, желаний и состояния здоровья может создавать условия для:
реализации учебных программ повышенного уровня изучения по отдельным предметам в пределах установленного типовым учебным планом количества учебных часов;
реализации программ факультативных занятий гуманитарной, естественно-математической, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности;
подготовки детей к обучению на I ступени общего среднего образования;
обучения и воспитания, оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития;
обучения и воспитания учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать уроки в Учреждении;
обучения по индивидуальным учебным планам;
организации дополнительного образования детей и молодежи;
на повышенном уровне на III ступени общего среднего образования;
профессиональной подготовки учащихся;
итоговой аттестации в порядке экстерната учащихся, которые полностью или частично освоили содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно, либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин неосвоения указанных программ в учреждении образования, допущен к аттестации в порядке экстерната.
- Образовательные программы в Учреждении реализуются в дневной форме получения образования.
- Учреждение может осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
Учреждение в порядке, установленном законодательством, может осуществлять образовательную деятельность, услуги в сфере образования на платной основе на основании договора о платных услугах в сфере образования.
Отдельные виды деятельности в соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, Учреждение может осуществлять только на основании специальных разрешений (лицензий). Учреждение осуществляет следующие виды лицензируемой деятельности: образовательная деятельность.
РАЗДЕЛ III
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Порядок организации образовательного процесса определяется Положением. Учреждение обеспечивает получение общего среднего образования.
- Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:
в учреждениях образования;
на дому;
в организациях здравоохранения;
в санаторно-курортных и оздоровительных организациях;
в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.
- Форма получения образования в Учреждении – очная.
- В Учреждение в первую очередь принимаются лица, проживающие на территории микрорайона, закрепленного за Учреждением решением Шумилинского районного исполнительного комитета.
Лицам, не проживающим в микрорайоне Учреждения, может быть отказано в приеме в Учреждение только при отсутствии свободных мест.
Зачисление на свободные ученические места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений законными представителями.
- Прием (зачисление) лиц в Учреждение образования для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста.
По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
- Прием лица в Учреждение для получения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.
Зачисление и отчисление учащихся осуществляются в порядке, определенном Кодексом и Положением.
При приеме в Учреждение учащиеся и их законные представители должны быть ознакомлены с Уставом и другими документами, регламентирующими образовательный процесс.
Учащиеся, которые получили общее базовое образование в Учреждении и желают продолжить образование на ІІІ ступени общего среднего образования в этом учреждении, в период, установленный законодательством подают заявление на имя директора Учреждения при необходимости с указанием учебных предметов, которые они желают изучать на повышенном уровне, предъявляют свидетельство об общем базовом образовании и медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.
- Образовательный процесс осуществляется в классах или индивидуально.
Открытие классов, их наполняемость, деление на группы осуществляется согласно законодательству.
Решение о получении общего среднего образования на дому принимается Уполномоченным оргоном, о переводе учащегося на индивидуальный учебный план – руководителем Учреждения и организуются в порядке, определенном Кодексом и соответствующими нормативными актами.
- По решению учредителя в Учреждении могут открываться:
на I, II, III ступенях общего среднего образования специализированные по спорту классы;
на III ступени общего среднего образования профильные классы профессиональной направленности;
специальные классы (группы) для лиц с особенностями психофизического развития;
классы (группы) интегрированного обучения и воспитания, в которых получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития;
пункты коррекционно-педагогической помощи для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.
- В Учреждении могут открываться группы продленного дня для учащихся, получающих образование на Iи II ступеняхобщего среднего образования.
- Открытие и функционирование в Учреждении классов, пунктов коррекционно-педагогической помощи, групп продленного дня осуществляется согласно соответствующим положениям, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
- Образовательный процесс в Учреждении строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, научно обоснованном определении содержания общего среднего образования и его структурировании, педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания.
- Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, Типовым учебным планом и образовательными программами, разработанными и утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Ежегодно на основе Типового учебного плана Учреждение разрабатывает собственный план, который утверждается директором по согласованию с Уполномоченным органом.
- Образовательный процесс организуется по учебным годам, в рамках учебного года – по четвертям.
- Для учащихся устанавливаются осенние, зимние, весенние и летние каникулы, для учащихся I и II классов в III четверти (третья неделя месяца) – дополнительные каникулы продолжительностью в одну неделю.
- Продолжительность учебного года, сроки учебных занятий по четвертям, каникул, выпускных экзаменов ежегодно определяются Министерством образования Республики Беларусь.
- Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно- оздоровительных, иных воспитательных мероприятий.
- Изучениеучебных предметов при освоении содержания образовательных программ общегосреднего образования осуществляется на базовом уровне, а на III ступени возможно открытие профильных классов.
- Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия.Трудовая деятельность учащихся может включать общественно-полезный труд, трудовую практику, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных формах трудовых объединений в течение учебного года и в каникулярное время.
- Длительность урока, факультативного, поддерживающего, стимулирующего занятий вI-ых классах – 35 минут, воII-ХI классах – 45 минут.
Длительность иных занятий с учащимися, в том числе различных форм внеурочной и внеклассной работы определяется нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь.
- Учащиеся с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне.
- Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в V-XI классах могут проводиться в шестой школьный день.
- Режим занятий в Учреждении (сменность занятий, длительность перерывов между занятиями, расписание и др.) определяется с учетом учебного плана, условий труда, требований санитарных правил и норм, утверждается директором и согласовывается с профсоюзным комитетом ежегодно в соответствии с действующими нормативными актами.
- Ежедневное количество уроков, факультативных занятий, внеурочных и внеклассных мероприятий определяется соответствующими расписаниями, которые утверждаются директором Учреждения.
- Основной язык обучения и воспитания в Учреждении –русский.
В учреждении является обязательным изучение английского языка, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития.
По решению учредителя с учетом возможности Учреждения могут открываться классы с изучением другого иностранного языка.
В порядке, предусмотренном законодательством, в Учреждении могут создаваться классы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.
Порядок изучения белорусского и (или) русского языков учащимися, временно находящимися на территории Республики Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
- Результаты учебной деятельности учащихся оцениваются при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
- Оценка результатов учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением учащихся I - II классов, учащихся III - IV классов по учебным предметам "Музыка", "Изобразительное искусство", "Трудовое обучение", "Физическая культура и здоровье", "Основы безопасности жизнедеятельности", осуществляется на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале либо отметок "зачтено", "не зачтено", "не аттестован(а)" или записей "освобожден(а)", "не изучал(а)".
Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, "зачтено" и записи "освобожден(а)", "не изучал(а)".
Неудовлетворительными являются отметки "1" (один), "2" (два) балла, "не зачтено", "не аттестован(а)".
Оценка результатов учебной деятельности учащихся I - II классов, учащихся III - IV классов по учебным предметам "Музыка", "Изобразительное искусство", "Трудовое обучение", "Физическая культура и здоровье", "Основы безопасности жизнедеятельности" осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
- Оценка поведения учащихся разных классов выставляется с учетом выделенных критериев (социально значимых качеств) в зависимости от степени проявления этих качеств (показателей) и выражается в таких характеристиках, как "примерно", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Оценка "примерно" выставляется в том случае, когда указанные критерии и показатели проявляются в полной мере.
"Удовлетворительно" - когда показатели проявляются не в полной мере.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется в том случае, если показатели по выделенным критериям (социально значимым качествам) не проявляются.
Оценки по поведению учащихся в школе выставляются учителем начальных классов, классным руководителем. Поведение учащихся в школе оценивается по четвертям и за год. Результаты проведенной работы обсуждаются на родительских собраниях, педагогических советах.
Учащимся, успешно прошедшим аттестацию за период обучения на уровне общего базового образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании. За отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего базового образования учащимся выдается свидетельство об общем базовом образовании с отличием в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
- Выпускникам Учреждения, успешно прошедшим аттестацию за период обучения на уровне общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.
За отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего среднего образования выпускники награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
- Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию за период обучения на уровне общего среднего образования, выдаются справки установленного Министерством образования Республики Беларусь образца, не являющиеся документом об общем среднем образовании.
- Иные вопросы приема, перевода, восстановления, отчисления учащихся, порядок и формы проведения аттестации, перевода в следующий класс, пересмотра положительной годовой отметки, допуска к выпускным экзаменам, организация выпускных экзаменов и выпуск учащихся осуществляются в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
- Воспитание учащихся в Учреждении осуществляется в процессе обучения, внеклассной и внешкольной деятельности в соответствии с программой воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.
- Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
- Задачами воспитания являются:
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;
формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;
формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
формирование культуры семейных отношений;
создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.
- Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
- Основными требованиями к воспитанию являются:
соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;
системность и единство педагогических требований;
преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.
- Основными составляющими воспитания являются:
идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;
эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся;
воспитание физической культуры, физическое совершенствование;
формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;
семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;
трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию; - воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;
поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;
экономическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экономической культуры личности.
- Организационно-воспитательную работу в классе осуществляют педагогические работники, в том числе педагогический работник, выполняющий функции классного руководителя.
- Социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении осуществляют педагог-психолог, педагог социальный, а также по решению директора могут осуществлять иные специалисты Учреждения, принимающие непосредственное участие в воспитании учащихся и имеющие психологическое, педагогическое, социально-педагогическое образование или прошедшие соответствующую переподготовку, подтвержденную документом об образовании.
Педагог-психолог и педагог социальный осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
- Объединение по интересам создается из числа детей и молодежи на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения.
Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам могут создаваться для работы с переменным составом учащихся.
Наполняемость объединений по интересам первого года обучения составляет не менее 12 учащихся, второго и последующих годов обучения – не менее 8 учащихся. При обучении лиц в возрасте от двух до шести лет наполняемость объединения по интересам составляет от 8 до 10 учащихся.
Наполняемость объединения по интересам для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития составляет от 6 до 8 человек.
Наполняемость объединения по интересам, в котором образовательный процесс организован для лиц с особенностями психофизического развития и иных лиц, количество лиц с особенностями психофизического развития в нем определяются Министерством образования.
- Питание и оздоровление учащихся в Учреждении организуется в соответствии с действующими нормативными актами.
РАЗДЕЛ IV
ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
- Учреждение в соответствии с возложенными на него основными задачами имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
осуществлять приносящую доходы деятельность (виды платных услуг определяются на основе утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования);
участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
осуществлять проверку подлинности документа об образовании путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.
- Учреждение обязано обеспечить:
качество образования;
разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;
моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
меры социальной защиты обучающихся;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждения образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для обучающихся и иными локальными правовыми актами учреждений образования, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;
патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в этих учреждениях образования в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования;
содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.
- Учреждение несет ответственность за получение детьми и подростками обязательного общего базовогообразования, осуществление перехода к общему среднему образованию, качество предоставляемого образования, сохранность и совершенствование своей материально- технической базы, и иное в соответствии с законодательством.
РАЗДЕЛ V
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Участниками образовательного процесса в Учреждении являютсяучащиеся, педагогические работники, законные представители учащихся.
- Учащимися Учреждения являются лица, зачисленные в Учреждение вустановленном порядке, осваивающие содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования.
- Обучающиеся Учрежденияв соответствии с Кодексом об образовании и иными актами законодательства, имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами;
одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;
перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
восстановление для продолжения получения образования в учреждении образования в случаях и порядке, установленных статьей 69 Кодекса об образовании;
обучение и воспитание в соответствии с настоящим Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных Кодексом об образовании;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
бесплатную коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом развитии в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, коррекционно-педагогическую помощь в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы основного, дополнительного и специального образования;
пользование учебниками и учебными пособиями;
бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой Учреждения;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения;
поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;
участие в управлении Учреждением;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.
- Обучающиеся Учреждения обязаны:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;
бережно относиться к имуществу Учреждения.
- За нарушение Устава и Правил внутреннего распорядка для обучающихсяУчреждения обучающимся может быть объявлено замечание или выговор в соответствии Кодексом об образовании Республики Беларусь.
- К педагогическим работникам Учреждения относятся лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение и (или) руководство образовательной деятельностью учреждений образования, его обособленных подразделений, структурных подразделений). Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.
- Педагогические работники Учреждения имеют право:
на обеспечение условий для осуществления своей профессиональной деятельности, защиту своих прав, чести и достоинства при выполнении должностных обязанностей, творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий, средств обучения, обеспечивающих необходимое качество образовательного процесса, участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в управлении Учреждением через педагогический совет, органы самоуправления, ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определенных законодательством.
- Педагогические работники Учреждения обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивающем получение учащимися образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования;
содействовать выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;
вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди учащихся;
своевременно информировать законных представителей учащегося о нарушении им Устава и Правил внутреннего распорядка Учреждения;
вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди учащихся;
уважать честь и достоинство учащихся и их законных представителей.
- Иные права и обязанности, а также ответственность педагогическихработников Учреждения определяются актами законодательства, настоящим Уставом, должностными инструкциями.
- Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с Кодексом об образовании иными актами законодательства имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
участие в управлении Учреждением;
защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем Учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
- Законные представители обучающихся Учреждения обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
- Не допускается вмешательство законных представителей, обучающихсяУчреждения в выбор педагогическим работником методов обучения, соответствующих законодательству.
- Воспитание учащихся Учреждения обеспечивается во взаимодействииих законных представителей с педагогическими работниками.
- Иные права и обязанности законных представителей учащихсяобщеобразовательных учреждений определяются законодательством.
- Законные представители учащихся Учреждения всоответствии с законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.
- Педагогические работники, учащиеся, их законные представители всоответствии с законодательством несут ответственность за повреждение помещений и строений Учреждения, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества.
РАЗДЕЛ VI
ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ
- Управление Учреждением строится на сочетании принциповединоначалия и самоуправления и осуществляется в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
- Непосредственное руководство Учреждением осуществляется директором. Директор имеет заместителей согласно штатному расписанию.
В период временного отсутствия директора (отпуск, в том числе и социальный, болезнь, командировка, курсовая переподготовка, участие в семинарах) его обязанности выполняет по приказу директора один из его заместителей, у которого по должностной инструкции предусмотрено выполнение обязанностей директора, без права передачи вверенных ему полномочий другому работнику. В случае отсутствия заместителя директора, имеющего право выполнять его обязанности, приказом директора выполнение обязанностей возлагается на другого работника Учреждения.
Директор Учреждения назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченным органом по согласованию с председателем Шумилинского районного исполнительного комитета.
Директор вносит в Уполномоченный орган предложения о назначении или освобождении от должности его заместителей.
Директор Учреждения несет ответственность за качество и эффективность работы, условия труда работников, охрану прав, жизни и здоровья детей, представляет без доверенности интересы Учреждения в государственных органах и организациях, в суде.
Директор Учреждения:
осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса;
принимает на работу и увольняет в установленном порядке работников Учреждения;
распределяет и несет ответственность за установление нагрузки педагогическим работникам;
приобретает, заказывает оборудование и иные материальные ресурсы у юридических и физических лиц по безналичному и наличному расчету;
заключает договоры с организациями и физическими лицами на выполнение различных видов работ (услуг), в том числе на оказание платных образовательных услуг законным представителям воспитанников, гражданам, а также организациям, с целью осуществления хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с законодательством;
отменяет решения органов самоуправления в случаях, когда они противоречат данному Уставу и действующему Положению;
издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения.
Оплата труда директора Учреждения, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством.
Должностные обязанности директора Учреждения утверждает Уполномоченный орган, должностные обязанности остальных работников – директор.
- Основным органом самоуправления Учреждения являетсяпедагогический совет, возглавляемый директоромУчреждения.
- Педагогический совет создается из числа педагогических работниковУчреждения, является коллегиальным органом, который рассматривает вопросыорганизации образовательного процесса, определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска учащихся, повышения качества образования, профессионального уровня педагогических работников и иные вопросы образовательной деятельности Учреждения.
- В Учреждении могут создаваться следующие органы самоуправления: совет, методический совет, попечительский совет, родительский комитет, совет по питанию, ученический совет.
- Органы самоуправления Учреждения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства и настоящим уставом.
- В Учреждении создаются условия для обязательного медицинскогообслуживания детей государственными организациями охраны здоровья.
- Контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Уполномоченный орган.
- Государственный контроль за обеспечением качества образованияосуществляется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
- Учреждение осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования в соответствии с законодательством. Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяется директором Учреждения.
Учреждение обязано подтверждать свою государственную аккредитацию в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании.
РАЗДЕЛ VII
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТОВ И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
- Трудовые отношения работников в Учреждении регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором.
- Штатное расписание Учреждения утверждается в порядке,установленном нормативными документами, на основании типовых штатов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
- На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимоепрофессиональное образование или специальное образование при условии прохождения ими интегрированных курсов психолого-педагогической подготовки с представлением соответствующих подтверждающих документов.
- Квалификационные требования к педагогическим работникамопределяются соответствующими квалификационными характеристиками.
- К педагогической деятельности не допускаются лица, которым занятиеданной деятельностью запрещено решением суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые были осуждены за преступления. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений определяется законодательством.
- Оплата труда работников Учреждения осуществляется в соответствии сдействующим законодательством, действующими в Учреждении положениями о материальном стимулировании.
- Аттестация педагогических работников Учреждения осуществляется впорядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ VIII
ИМУЩЕСТВО И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
- В Учреждении могут функционировать структурные подразделения:
библиотека (информационно-библиотечный центр);
учебно-опытный участок;
лагерь (оздоровительный, труда и отдыха, волонтерский, др.);
ресурсный центр;
служба психолого-педагогического сопровождения;
клубы;
пункт коррекционно-педагогической помощи;
иные структурные подразделения.
- Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основеПоложений о них, утверждаемыхдиректором Учреждения в соответствии с требованиями актов законодательства.
- Учреждение в отношении закрепленного за ним имуществаосуществляет право владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности и предназначением имущества.
- Учреждение распоряжается закрепленным за ним имуществом в порядке, установленном законодательством и решениями Шумилинского районного Совета депутатов и Шумилинского районного исполнительного комитета, в соответствии с целями своей деятельности и предназначением имущества.
- Материально-техническая база Учреждения формируется учредителем всоответствии с установленным законодательством по действующим нормативам, с учетом типа учреждения, включая здания, сооружения и иное имущество, необходимое для организации обучения и воспитания, другой деятельности, предусмотренной Уставом.
- Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств районногобюджета на основе нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного учащегося для данного типа и вида Учреждения.
- Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из бюджета.
- Дополнительными источниками финансирования Учреждения являютсядоходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, иные источники, не запрещенные законодательством.
- Учреждение может осуществлять платную образовательнуюдеятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.
Стоимость дополнительных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством с учетом экономически обоснованных затрат и утверждается начальником отдела по образованию Шумилинского районного исполнительного комитета.
- Денежные средства, полученные в результате осуществленияхозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения, учитываются и расходуются по сметам, утверждаемым в соответствии с законодательством.
- Укрепление, обновление и развитие материально-технической базыУчреждения осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных услуг, реализации продукции и услуг населению, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству.
РАЗДЕЛ IX
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с органамиуправления образованием и учреждениями образования зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом организации общего среднего образования, проведения совместных мероприятий (конференций, лагерей учащихся и др.).
- Учреждение вправе заключать соглашения с иностраннымиучреждениями образования об обмене педагогическими работниками и учениками, о создании совместных (ассоциированных) учреждений.
- Международное сотрудничество Учреждение осуществляет всоответствии с законодательством.
РАЗДЕЛ X ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
110.Учреждение ведет архивное дело и делопроизводство в порядке, определенном законодательством.
- Письменная отчетность вышестоящим органам предоставляется Учреждением в установленные сроки в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.
- Реорганизация и ликвидация Учреждения, прохождение аттестации и государственной аккредитации осуществляется в порядке, установленном законодательством.
113.Реорганизация или ликвидация Учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года. Учредитель обеспечивает перевод учащихся в иные учреждения по согласованию с их законными представителями.