Готовность ребенка к школе

Готов ли Ваш ребенок к школе?

 Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования рас­тут и к ребенку — будущему полноправ­ному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования. Мало определить ребенка в хорошую школу, надо еще сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. Всем в семье хочется, чтобы ребёнок учился с интересом, радостью, старанием. Но готов ли он к школе? Ведь для того чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться:

 У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно натренировать заранее, так как в дошкольном возрасте они отсутствуют. Это процесс внутренних изменений.

 Поэтому готовность к школе включает в себя несколько показателей:

  •  Мотивационную готовность.

 Родителям важно знать уровень сформированности у ребенка положительного отношения к школе. Оно может быть расширено с помощью вашего рассказа о любимых учителях, школьных друзьях, предметах.

  • Физическую готовность.

 Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своим движением, телом. Поэтому успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребенка таких физических качеств как ловкость, гибкость, сила, выносливость.

  • Эмоционально-волевую готовность.

 Ребенку в 6-7 лет еще трудно управлять своим поведением, так как у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Поэтому необходимо учить ребенка наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач.

  • Социальную готовность (готовность в сфере общения).

 При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. В школе отношения становятся более деловыми, теперь ребенок оценивается по выполненным делам.

  • Умственную готовность.

Что необходимо знать и уметь вашему ребенку при поступлении в школу?

☺Свое имя, фамилию, отчество.

☺Свой возраст (желательно дату рождения).

☺Свой домашний адрес.

☺Свой город и страну, в которой он живет; символику.

☺Фамилию, имя, отчество родителей.

☺Времена года (их последовательность,  месяцы, основные приметы).

☺Домашних животных и их детенышей.

☺Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера.

☺Транспорт наземный, водный, воздушный.

☺Различать обувь, одежду, головные уборы; зимующих и перелетных птиц; ягоды, овощи, фрукты.

☺Употреблять в речи слова, сходные (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу.

☺Правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, числительные с существительными и т. д.

☺Правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.

☺Образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами.

☺Различать оттенки в значениях существительных (слон-слоник-слоненок-слонишка), глаголов (бежал-убежал-забежал-перебежал), прилагательных (плохой-плохонький).

☺Различать и правильно называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.

☺Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т.д.).

☺Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить или придумать рассказ по картинке.

☺Запомнить и назвать 10 предметов, слов, картинок.

☺Различать гласные и согласные звуки.

☺Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

☺Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани».

☺Хорошо владеть ножницами (резать полоски, круги, квадраты, овалы, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предмет).

☺Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры,  людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов.

☺Свободно считать от 1 до 10 и обратно.

 При подготовке ребенка к школе многие родители часто не уделяют должного внимания уровню его речевого развития. Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

 Речевая готовность к школе подразуме­вает правильное произношение всех зву­ков родного языка, навыки словообразо­вания и грамматически верного оформ­ления высказываний, умение связно рас­сказывать и пересказывать. Над этим обычно работают воспитатели и учителя-дефек­тологи. Речевые проблемы у детей лучше разрешить как раз до поступления в школу по ряду при­чин. Во-первых, дошкольный возраст — самое благоприятное время для коррек­ции недостатков, поскольку психика де­тей этого возраста восприимчива к раз­ным педагогическим воздействиям. Поз­же восприимчивость снижается и, как следствие, менее успешной становится работа учителя-дефек­толога. Во-вторых, своевремен­но нескорректированные речевые нару­шения могут повлечь за собой новые, а именно: нарушения письма и чтения.

 Важно помнить, что для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы все структурные компоненты речи, такие как:

-произношение звуков

-фонематическое восприятие

-словарный запас

-грамматический строй

-связная речь.

 Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть закончено в детском саду. Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, обратитесь к учителю-дефектологу. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук.

 Помните: часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа. До начала обучения ребёнок обязательно должен овладеть правильным произношением всех звуков речи!

 Но у некоторых детей и к семи годам могут быть недостатки в звуковом оформлении слов:

- неправильное произношение звуков;

- смешение и перестановка звуков, слогов;

-  нечёткое произнесение слов;

- неточное употребление ударения;

-неправильное использование интонационных средств выразительности.

 Обычно к семи годам ребёнок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. п., что имеет большое значение  в  дальнейшем  для  усвоения грамоты в школе. Для    детей  с  недоразвитием фонематического восприятия трудно выполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и слов.

 Словарный запас ребёнка к началу учебного года должен составлять не менее 20000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи, обобщающие слова, антонимы и синонимы. В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов, употребление в речи отвлечённых понятий, сложных и многозначных слов, эпитетов и метафор, слов с переносным значением. Ребёнок должен владеть функцией словообразования. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка.

 К началу учебного года ребёнок имеет в основном грамматически правильно оформленную речь. Он строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы, свободно владеет навыками словоизменения. Проверка сформированности у ребёнка грамматической системы языка важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Часто у детей нарушено умение активно пользоваться имеющимися у него словами, строить из них предложения, связные высказывания, правильно согласовывать слова между собой в роде, числе, падеже.

 Владение связной речью является необходимой предпосылкой для успешного развития устной и письменной речи, как средством общения. Но некоторым детям бывает трудно проследить причинно- следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине их рассказ иногда представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок "перескакивает" на другую, совершенно не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких "рассказах" выражены слабо, что затрудняет их понимание.

 Помните! Очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

 Отсрочить на 1 год  поступление в школу  могут следующие речевые диагнозы (ребенок остается еще на год в детском саду):

-алалия

-ОНР

-заикание

-ринолалия

-дизартрия

 Уважаемые родители! Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это до­вольно длительный процесс, требующий на­пряжения всех сил детского организма и дет­ской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможен­ность, раздражительность, снижение аппети­та, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят.

поделиться в: